Современная семья в нашем представлении – это муж, жена и их дети. Такая семья – продукт новейшей истории. Совсем недавно, каких-нибудь сто лет назад, в России под семьей подразумевалось совсем не это. Хозяйственной единицей общества была семейная община. Государство признавало и регулировало такую семью со времен Ярослава Мудрого, который издал свод законов под названием «Правда» в XI-м веке. Согласно Уставу Ярослава, члены семейной общины, в первую очередь родители, несли определенную ответственность за вступление в брак своих детей, например, за принуждение к браку: «Если девушка не захочет замуж, а отец и мать выдадут силой, а она что-либо сделает над собой, отец и мать отвечают перед митрополитом». С другой стороны семья обязана выдать дочь замуж: «Если девушка из великих бояр не выйдет замуж, родители платят митрополиту 5 гривен золота, а меньших бояр — гривна золота, а нарочитых людей — 12 гривен серебра, а простой чади — гривна серебра». При наличии в семье наследников-сыновей дочери не получали наследства, но поступали на иждивение своих братьев: «Если будет сестра в доме, то наследство ей не полагается, но братья выдадут ее замуж, дав в приданое, что смогут». Тот же устав предусматривал и обязанности по взаимному содержанию супругов: «Если будет у жены тяжелый недуг, или слепота, или долгая болезнь, то ее нельзя оставить: также и жена не может оставить мужа».
Семейные общины существовали не только в России. У сербов такая семейная община называлась «задруга», у болгар – «братство». Упоминание о семейных общинах есть в польских и чешских исторических источниках. У германцев «домашняя община» часто включала не только несколько поколений со своими семьями, но и несвободных. По-видимому, подавляющее большинство народов проходили в своём развитии эту фазу общинной семьи, а некоторые находятся в ней и до сих пор.
Русскому слову «семья» — у европейских народов соответствует латинское слово familia и производные от него. Это слово возникло в древнем Риме. Сначала этим словом называлась совокупность рабов, принадлежащих одному человеку, которая передавалась по завещанию как наследство. Позже фамилией называть новое общественное образование, состоящее из мужа (господина), его жены и детей, а также принадлежавших им рабов. По мере отмирания рабовладения это название сохранилось сначала за семейной общиной, а потом и за парной, и в наше время за моногамной семьей.
В каждый исторический период семья являлась элементарной хозяйственной ячейкой общества, которая вела домашнее хозяйство. Это хозяйство было собственностью семьи и передавалось по наследству. В эпоху Римской империи для успешного ведения домашнего хозяйства семьи необходим был труд рабов, к которым семья относилась как к домашним животным, поощряя половые связи между рабами и рабынями с целью их размножения. В более поздний период преобладания патриархальной семейной общины (формы которой существуют и у некоторых современных народов, хотя не признаются официальной семьей) для успешного ведения домашнего хозяйства необходим был совместный труд большого количества членов семьи – от дедов до внуков. В наше время развитой пищевой индустрии, сферы общепита, бытовых и коммунальных услуг и бытовой техники ведение домашнего хозяйства существенно упростилось и вполне по силам парной моногамной семье, состоящей из мужа, жены и их детей (иногда одного, а иногда и вовсе без детей).
Таким образом, современная парная моногамная семья является элементарной хозяйственной ячейкой современного буржуазного общества, ведущей семейное домохозяйство. Подчеркиваю: буржуазного общества, то есть основанного на праве частной собственности, передающейся по наследству. Интересный факт: в государственной статистике России при переписи населения до 1917 года учитывались домохозяйства, в советский период стали подсчитывать количество семей, а в 1994 году снова вернулись к понятию «домохозяйство». Почему? Правильно, потому что мы вернулись назад, к капитализму.